Что такое Краудфандинг и можно ли использовать его для финансирования социальных проектов?
«Crowd» — толпа, «funding» — финансирование. Получается, что краудфандинг в дословном переводе – это «народное финансирование». Чем же отличается краудфандинг от привычных технологий сбора пожертвований и способов привлечения средств на деятельность некоммерческих организаций?
Общепринятое определение: Краудфандинг — это народное финансирование проектов и идей, которое подразумевает сбор средств от всех желающих на воплощение интересных идей, проектов, разработок.
Что такое Краудфандинг в реальности?
Некоммерческие организации уже давно используют различные технологии сбора частных пожертвований, успешно привлекая от граждан средства для реализации проектов и оказания адресной помощи нуждающимся. Идея привлечения частных средств для реализации бизнес-проектов, в первую очередь для разработки и создания новых продуктов, тоже возникла давно. Сколько начинающих предпринимателей открывали свое дело, собирая деньги в долг у друзей и родственников? Получить кредит или займ на запуск нового производства непросто, особенно если его производитель не имеет необходимых ресурсов и положительных экономических показателей. Зато можно предложить будущим покупателям оплатить интересный товар заранее, собрав таким образом необходимую сумму.
Идея собирать средства на разработку и запуск производства у конечного потребителя успешно была реализована на специальных сайтах – краудфандиговых платформах. Благодаря Интернет авторам проектов не нужно лично обращаться к каждому заинтересованному человеку, отправлять письма, стоять с копилкой или открывать специальные счета для сбора денег.
Таким образом успешно собираются средства на разработку и выпуск электронных новинок, музыкальных альбомов групп, издание книг и т.п. В большинстве случаев человек в качестве вознаграждения получает будущий продукт (альбом, книгу, электронный гаджет) после того, как он будет разработан и произведен.
После первых успешных бизнес-проектов, на удобный способ сбора средств обратили внимание общественные деятели и некоммерческие организации. Сейчас на краудфандинговых платформах можно встретить очень много проектов, направленных на организацию и проведение фестивалей и творческих мероприятий. Граждане, участвующие в их финансировании, обычно получают в качестве вознаграждения входные билеты, предметы с символикой, какие-то нематериальные бонусы (фото с солистом, возможность понаблюдать за процессом записи альбома, эксклюзивный автограф исполнителей и т.п.).
Со временем чисто благотворительные и социальные проекты тоже появились на краудфандинговых платформах. Часто собираются средства на приобретение дорогостоящего оборудования (лодки для добровольных спасателей, специального тренажера для детей-инвалидов и т.п.). Значительно реже встречаются проекты, направленные на оплату работы специалистов или выполнение комплексных программ или проектов. Редкое использование Краудфандинга как технологии привлечения средств некоммерческими организациями связано с его особенностями.
Ключевые особенности Краудфандинга, как способа сбора средств
- Принцип финансирования «Всё или ничего». Если необходимая сумма не набирается за определенное время, все собранные средства возвращаются гражданам.
- Краудфандинговая платформа берет оплату за свои услуги. Как правило, это фиксированный процент от собираемой суммы.
- Краудфандинг предполагает конкретное вознаграждение за вклад в проект.
- Краудфандинг не предполагает вмешательства в процесс реализации проекта, авторы проекта не обязаны отчитываться о расходовании средств. Обязательства авторов заключаются только в предоставлении указанных вознаграждений на опубликованных условиях.
- Сбор средств проводится на специальной платформе в сети Интернет, где размещаются все информационные материалы о проекте и его авторах. Средства граждан поступают на счет организации, поддерживающей платформу, и только после накопления полной суммы перечисляются авторам проекта.
- Собирать средства на краудфандинговых платформах могут как организации, так и граждане (физические лица).
Наиболее популярная российская Краудфандинговая платформа – Planeta.ru
Существуют и другие платформы, которые могут использовать российские организации и авторы проектов: Boomstarter.ru, Vmeste.yandex.ru и т.п.
Nachinanie.ru — специально созданная фондом «Соработничество» платформа для сбора средств на социальные проекты.
О том, как собрать средства на социальный проект на краудфандинговой платформе, необходимы ли вознаграждения (и какие), читайте в следующих статьях, которые будут опубликованы на сайте в ближайшее время.