Центр развития социального интеллекта для особых детей Самарской области подводит первые итоги

В сентябре 2019 года в Самаре и Новокуйбышевске открылся Центр развития социального интеллекта для детей с особенностями развития.

Февраль делит учебный год в ЦРСИ пополам — время подвести промежуточные итоги. Вот что рассказывают специалисты проекта, занимающиеся с детьми.

— 40 особых детей успешно занимаются в группах и осваивают навыки взаимодействия с другими детьми, — говорит психолог проекта Иван Титков. У нас 7 групп, с каждой группой ведем свою работу. Нет одинаковых детей с аутизмом, поэтому и инструменты работы для каждой группы — разные. Дети — разного возраста, разной степени включенности в этот мир, с разными навыками и потребностями.

Для меня, как специалиста, это сложный, но интересный вызов — нужно удержать в поле взаимодействия очень разных детей. В этом году у нас серьезный численный перевес детей с РАС в группах. Основные дефициты этих детей кроются в коммуникативной сфере — трудности с построением контакта, пребывание в состоянии конфликта, отсутствие умений договариваться и заявлять о своем мнении.

В этом году мы впервые взяли на индвидуальную работу тех детей, которые не могли заниматься сразу в группах. В итоге — 8 из 11 занимавшихся с нами индивидуально детей смогли в феврале пойти в группу. Для детей и нас — это серьезное достижение, взаимодействие в группе — это более сложная форма социального контакта и требует от ребенка с аутизмом больших внутренних ресурсов».

Стоит добавить, что у особых детей недостаточно развиты двигательные и моторные навыки, от этого страдает речь. Практически всем нашим детям свойственны выраженные нарушения в понимании границ других людей, как телесных, так и коммуникативных. Поэтому мы с ними занимаемся мультипликацией, — говорит Мария Титкова, специалист по творческой работе с особыми детьми.

Совместная работа над мультфильмом — это прекрасная возможность прокачать навыки взаимодействия. Ребенок оказывается в ситуации, когда нужно договариваться с другими детьми, важно уметь высказывать и аргументировать свое мнение. Прекрасно работает сторителлинг — без него мы не сможет создать сюжет — развивает речь и мышление. А создание рисунков для мультфильма — кропотливая, длительная, часто монотонная работа — формирует у ребенка умение ждать, соблюдать границы времени».

Родители особых детей тоже включены в проект — индивидуальные занятия, консультации с психологов, регулярные антиродительские собрания как форма обратной связи специалистов и родителей. В помощь родителям команда проекта снимает небольшие ролики, в которых рассказывается о формах и содержании работы с особыми детьми в ЦРСИ.

Центр развития социального интеллекта для особенных детей – это пятый социальный проект Музейно-образовательного центра «Школа-Музей-Культура», получивший финансовую поддержку Фонда президентских грантов.