Налоговые льготы юридическим лицам — участникам благотворительной деятельности в Самарской области

Самарская область - один из немногих регионов, предоставляющих льготы организациям - благотворителям (по налогу на прибыль организаций, а также по налогу на имущество организаций). Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области подготовило специальную справку об этих льготах, с текстом которой мы и предлагаем вам ознакомиться.

Налогоплательщикам - участникам благотворительной деятельности в Самарской области предоставляются льготы по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в областной бюджет, в соответствии с Законом Самарской области от 07.11.2005 №187-ГД «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет» (далее – Закон №187-ГД).

Благотворительным организациям, имеющим статус «Благотворительная организация в Самарской области», предоставляются льготы по налогу на имущество организаций в соответствии с Законом Самарской области от 25.11. 2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области».

В частности Законом №187-ГД установлена пониженная ставка налога, подлежащего зачислению в областной бюджет:

  • в размере 13,5% для благотворительных организаций, имеющих статус «благотворительная организация в Самарской области», и для благотворителей - юридических лиц, расположенных на территории Самарской области и направивших в текущем налоговом (отчетном) периоде семь включительно и более процентов облагаемой налогом прибыли на социально значимые цели, указанные в ст. 4 Закона Самарской области от 24.05.1999 №18-ГД «О благотворительной деятельности в Самарской области» (далее – Закон №18-ГД);
  • в диапазоне от 14,5 до 16,5% для организаций, направивших в текущем налоговом (отчетном) периоде от одного процента включительно до шести процентов включительно облагаемой налогом прибыли на социально значимые цели, указанные в ст. 4 Закона №18-ГД.

Учитывая изложенное, размер пониженной ставки по налогу на прибыль организаций зависит от размера доли прибыли, направленной налогоплательщиком, получающим льготу, на благотворительную деятельность.

Для целей налогообложения благотворительная помощь должна быть оказана на цели, перечисленные  в ст. 4 Закона №18-ГД физическим лицам либо некоммерческим  организациям.

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям благотворительной деятельностью не являются (ст.  6  Закона №18-ГД).

 В соответствии с п. 7 ст. 274 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Таким образом, для определения процента прибыли, направленной на благотворительность, в целях  определения размера пониженной ставки следует сопоставлять сумму оказанной  благотворительной помощи с суммой  налогооблагаемой прибыли, которые определяются  нарастающим итогом.

При изменении доли прибыли, направленной на благотворительные цели, по итогам отчетного (налогового) периодов налогоплательщиком к налогооблагаемой прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода, должна применяться пониженная ставка в соответствии со сложившейся в данном отчетном (налоговом) периоде долей. Если доля благотворительных пожертвований по итогам налогового периода составит меньше 1%, то должна применяться общеустановленная ставка налога в бюджет субъекта – 17%.

Закон «О благотворительной деятельности в Самарской области» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением гражданами и (или) юридическими лицами благотворительной деятельности на территории Самарской области (ст. 1 Закона №18-ГД). 

Таким образом, для получения льготы благотворитель и благополучатель должны осуществлять деятельность на территории Самарской области, состоять на учете в налоговых органах Самарской области, в том числе через обособленные подразделения.

Применять пониженную ставку налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Самарской области, имеют право налогоплательщики, состоящие на учете в налоговых органах Самарской области, и направившие средства на  социально значимые цели благотворительной деятельности благополучателям, также состоящим на учете в налоговых органах  Самарской области в качестве налогоплательщиков.

Однако, в случае, если благополучателем, не состоящим на учете в Самарской области, получившим средства от налогоплательщика, состоящего на учете в Самарской области, перенаправлены  благотворительные пожертвования  организации, расположенной на территории Самарской области, льгота предоставляется. При этом  условием предоставления льготы будет  документальное подтверждение благотворителем  факта получения средств конечным получателем благотворительных пожертвований.  Обоснованность  применения пониженной ставки по налогу на прибыль исследуется налоговыми органами  в рамках налоговых проверок деклараций по налогу на прибыль организаций.

Для получения льготы в виде пониженной ставки по налогу на прибыль организаций налогоплательщику необходимо предоставить по месту своего нахождения или месту нахождения обособленного подразделения на территории Самарской области, в сроки, установленные  ст. 289 НК РФ, декларацию по налогу на прибыль с указанием пониженной ставки.

Нормами гл. 25 НК РФ и положениями Закона №187-ГД перечень документов, подтверждающих правомерность применения  пониженной ставки, не предусмотрен.   В то же время при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика-организации представления необходимых пояснений об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, в отношении налогоплательщиков, указавших в декларации по налогу на прибыль пониженную ставку  в целях получения льготы в результате осуществления благотворительной деятельности, в рамках камеральной налоговой проверки декларации проводятся мероприятия налогового контроля.

Обоснованность применения пониженной ставки  подтверждается при условии документального подтверждения благотворителем расходов на благотворительную деятельность. 

Благотворительное пожертвование - имущество, работы, услуги, имущественные и неимущественные права, предоставляемые гражданами и юридическими лицами на благотворительные цели (ст.3 Закона №18-ГД).

Документами, подтверждающими осуществление расходов в текущем отчетном (налоговом) периоде, могут быть:
  • договор об оказании благотворительных пожертвований;
  • первичные документы, подтверждающие факт осуществления благотворителем расходов в адрес благополучателя (платежные документы и выписки банка о движении денежных средств, акты передачи имущества, акты выполненных работ, оказанных услуг, товарные накладные о передаче материалов и т.п.).
В качестве документального подтверждения целей, на которые направляются благотворительные пожертвования, могут быть представлены:
  • уставные документы организации – благополучателя  (например, благотворительного фонда);
  • Благотворительная программа фонда;
  • письма с просьбами об оказании благотворительной помощи;
  • иные документы.

Перечень документов, подтверждающих целевое назначение пожертвований и факт осуществления расходов благотворителями - юридическими лицами, зависит от вида расходов на благотворительность и может быть уточнен исходя из конкретной ситуации. При этом, налоговые органы не ограничивают право налогоплательщиков в представлении наиболее полного пакета документов.

Одновременно налогоплательщики, получившие благотворительные пожертвования (благополучатели), по окончании налогового периода обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль или по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль, утвержденного приказом ФНС России от 19.10.2016 №ММВ-7-3/572@), п. 9.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утвержденного приказом ФНС от 26.02.2016 №ММВ-7-3/99@).

При проведении мероприятий налогового контроля в случае возникновения необходимости налоговым органом в соответствии со ст. 93.1 НК РФ могут быть истребованы соответствующие документы и информация у благополучателя.

Доходы благополучателя в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), признаются в целях налогообложения прибыли внереализационными доходами налогоплательщика (п. 14 ст. 250 НК РФ).