Зачем гражданам знать о бюджете области?

Бюджет – роспись (ведомость, план) денежных доходов и расходов, составляемая на определенный срок, и бюджетный процесс – т.е. процесс составления, рассмотрения и исполнения планов получения и расходования денег – очень долгое время интересовали граждан в нашей стране только на уровне семьи. И сегодня большинство из нас могут очень детально и компетентно рассказать о семейном бюджете, о том, где и как трудно мы получаем деньги и как их расходуем… И если денег нашей семье на что-то не хватает, мы начинаем инвентаризировать доходы и расходы, занимать и экономить – т.е. менять семейную бюджетную политику…

Государственный бюджет, бюджет муниципального образования и сегодня еще большинство из нас если и интересуют, то на уровне бытовом – сколько денег и каким образом, помимо зарплаты, мы лично и/или члены нашей семьи получат из этого самого бюджета – в виде различных доплат, компенсаций, пенсий и т.п. До тех пор, пока нас устраивает ситуация с детскими садами, школами, медицинским обслуживанием; степень благоустроенности района, в котором мы живем, и техническое состояние нашего дома, работа общественного транспорта и т.п. – никто не задается вопросом, сколько денег во все это вкладывает государство…

Вот когда возникают проблемы, мы начинаем ругать власти за то, что они не умеют правильно распорядиться финансами, и всеми правдами и неправдами стараемся «выбивать» деньги на разные наши нужды…

Представление о том, что мы – налогоплательщики, что именно НАШИ деньги (отчисления от наших зарплат; от средств, полученных предприятиями в результате НАШЕГО труда; в последнее время – выплачиваемые НАМИ налоги на имущество) наполняют государственный (муниципальный) бюджет и должны расходоваться на удовлетворение НАШИХ нужд и потребностей, и что, соответственно, мы имеем право контролировать государственные доходы и расходы, вносить предложения о том, куда нужно вложить бюджетные средства в первую очередь, за счет чего их экономить; что мы тоже ответственны за наполнение бюджета и его использование, надо признать честно, не родилось на нашей родной почве, а было привнесено извне, и до сих пор еще очень трудно приживается в нашем сознании…

Бюджетный процесс, как любой другой, имеет свою последовательность и логику, которые на обыденном и понятном нам всем языке можно сформулировать таким образом:

определение направлений расходования бюджетных средств и формирование расходных обязательств бюджета (1) -> распределение сумм по направлениям и статьям расходов (2) -> исполнение бюджета (3) -> анализ эффективности использования бюджетных средств (4) -> внесение корректив в доходную и расходную части бюджета (5).

Что мы, граждане, можем сделать, чтоб государственный бюджет удовлетворял наши потребности?

На этапе 1 – продемонстрировать наши потребности и их приоритетность (мы нуждаемся в безбарьерной среде для людей с ограниченными возможностями здоровья; в качественной медицинской помощи в поликлиниках; в дорогостоящих лекарственных средствах и т.п. При этом в первую очередь нам нужны услуги поликлиник, затем – лекарства, а уж потом, при наличии средств, безбарьерная среда – или наоборот…)

На этапе 2 — продемонстрировать, в каких объемах и какого качества нам необходимы государственные услуги (нам нужны пандусы определенного типа у зданий всех поликлиник; специальные светофоры на переходах, но не на всех, а только у вокзалов …)

На этапе 3 — контролировать исполнение закона о бюджете (сколько денег выделено на пандусы и светофоры, используются эти средства или нет, появляются светофоры и пандусы или нет, какого они качества…)

На этапе 4 — продемонстрировать степень удовлетворенности граждан результатами использования бюджетных средств (сколько пандусов из всех построенных можно реально использовать, а где они сооружены только для вида и деньги потрачены зря)

На этапе 5 – внести рекомендации по корректировке бюджета (вместо пандусов в сельских клубах профинансировать реконструкцию клубов таким образом, чтоб появились теплые туалеты…).

Говоря языком организаций гражданского общества и выше названных современных нормативных документов, мы можем организовать общественный мониторинг бюджетного процесса (составления, рассмотрения и исполнения планов получения и расходования денег), включая общественное участие в принятии решений органами государственной власти и общественную экспертизу принятых решений и результатов их исполнения.

Общественность может внести свою лепту и в повышение и перераспределение доходов бюджета – просвещая и пропагандируя законопослушное поведение налогоплательщиков; содействуя выявлению доходной базы (особенно в муниципальных образованиях) и препятствуя уклонению от уплаты налогов и др.; привлекая благотворительные пожертвования на реализацию социальных проектов и участвуя в их реализации в качестве добровольцев и тем самым высвобождая часть бюджетных средств на более острые нужды региона или муниципалитета.

Для того, чтоб в проекте областного бюджета появились расходы, которые мы, граждане, считаем необходимыми, у органов власти должны появиться соответствующие публичные обязательства – закон, постановление Правительства или Губернатора области, устанавливающие назначение, объемы бюджетных средств и главного распорядителя, ответственного за исполнение обязательств и использование средств (расходные обязательства). Для того, чтоб добиться принятия такого нормативного документа, нужно накопить значительный багаж знаний и затратить достаточно много усилий на анализ ситуации и бюджета; на публичное обсуждение предложений и продвижение их в структурах органов власти, на подготовку документов и отслеживание их судьбы и т.п. – т.е. необходимо специализироваться в данной области деятельности, постепенно осваивая все этапы, отрабатывая соответствующие технологии и закрепляя их документально таким образом, чтоб смена руководителей органов власти и обновление актива общественных организаций не отбрасывали нас назад

Сегодня в Самарской области технологически достаточно полно отработана общественная экспертиза документов – «Проект областного бюджета» на соответствующий год и плановый период и «Отчет об исполнении областного бюджета» в году прошедшем и процедуры организации и проведения Публичных слушаний по бюджету области, что составляет, очень малую часть того, что должно быть и что еще предстоит отработать. Наверное, нам понадобится еще не один раз по пять лет, чтоб появились зримые свидетельства того, что граждане осознанно влияют на бюджетный процесс и бюджет Самарской области соответствует не только представлениям чиновников о потребностях жителей, но и представлениям самих жителей о собственных потребностях… И это произойдет лишь в том случае, если представителям общественности хватит упорства в достижении выше названной цели и ряды их будут регулярно пополняться, а представители органов власти не утратят политической воли и круг чиновников высокого ранга, неформально заинтересованных в активной позиции общественных экспертов, также регулярно будет расти.

Валентина Ивановна Пестрикова
Зам.председателя Общественного совета при Министерстве управления  финансами Самарской области,
Заместитель директора СРОО ИЭКА «Поволжье»