Формы участия представителей общественности в формировании областного бюджета

1. Нормативно-правовое регулирование.

Основными нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня, регламентирующими процесс взаимодействия представителей гражданского общества и органов государственной власти являются:

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (глава 25);
  • Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  • Закон Самарской области от 28.12.2005 N 235-ГД «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области»;
  • Постановление Правительства Самарской области от 09.10.2009 N 548 «Об утверждении Порядка проведения публичных слушаний по проекту закона Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и по годовому отчету об исполнении областного бюджета за истекший финансовый год»;
  • Приказ министерства управления финансами Самарской области от 26.05.2008 N 01-21/46 «Об утверждении Положения об экспертно-консультативном общественном Совете при министерстве управления финансами Самарской области», а также аналогичные документы, принимаемые отраслевыми министерствами и органами власти.

2. Инициирование бюджетных расходов.

Граждане и некоммерческие организации (далее также – представители общественности) вправе обратится к главному распорядителю средств областного бюджета (далее – главные распорядитель), то есть в отраслевое министерство или орган власти, для получения разъяснений по вопросам структуры и содержания бюджетного процесса Самарской области, а также получения информации о соответствующих расходных обязательствах.

При этом в соответствующем обращении перед органами государственной власти может быть поставлен вопрос о необходимости осуществления мероприятий, либо увеличения финансирование уже реализуемых мероприятий. В целях сокращения времени на принятие соответствующего решения уполномоченной властной структурой целесообразно в таком обращении приводить обоснование позиции заявителя, представлять расчеты и экономические выкладки (при наличии возможности) и т.п.

Рассмотрение и подготовка ответа на указанное обращение осуществляются в соответствии с Порядком рассмотрения обращений граждан, утвержденным Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

При наличии мотивированного отказа главного распорядителя в ответ на представленный запрос возможным является направление повторного запроса в тот же адрес с учетом высказанных органом государственной власти замечаний и приведением доводов, опровергающих сформулированную в ответе позицию.

В случае непредставления запрашиваемой информации, заявитель имеет право обжаловать данное бездействие органа исполнительной власти Самарской области Губернатору Самарской области как должностному лицу возглавляющему Правительство Самарской области, либо в судебном порядке. Кроме того, при получении недостаточного объема запрашиваемой информации, представители общественности обладают правом на обращение с соответствующими запросами к Губернатору Самарской области и (или) депутатам профильных комитетов Самарской Губернской Думы.

Необходимо отметить, что юридические и физические лица могут быть инициаторами постановки проблем для решения их программным методом, т.е. посредством принятия областных целевых программ, являющихся важнейшим средством реализации социально-экономической политики Самарской области, методом активного воздействия на комплексное развитие региона.

3. Общественная экспертиза проекта областного бюджета.

Представители общественности также могут принимать участие в процессе формирования областного бюджета в рамках проведения публичных слушаний по проекту закона Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее – публичные слушания).

Публичные слушания по проекту закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период проводятся в срок не позднее 15 рабочих дней после его официального опубликования (не позднее 5 рабочих дней после внесения в Самарскую Губернскую Думу).

Информация о дате, времени и месте проведения публичных слушаний размещается на официальном сайте Правительства Самарской области не позднее, чем за два рабочих дня до начала проведения публичных слушаний.

Одновременно на официальных сайтах соответствующих главных распорядителей или на официальном сайте Правительства Самарской области размещаются реестры действующих и принимаемых расходных обязательств, являющиеся основанием для составления проекта закона об областном бюджете.

Публичные слушания проводятся в 3 этапа:

  1. Общественные обсуждения;
  2. Итоговые слушания;
  3. Консультации.

Каждый из этапов предусматривает возможность участия граждан и некоммерческих организаций.

Общественные обсуждения проводятся не позднее 15 рабочих дней после официального опубликования проекта закона Самарской области об областном бюджете.

В ходе общественных обсуждений происходит обсуждение проекта закона об областном бюджете главными распорядителями с представителями общественности, в ходе которых главными распорядителями осуществляется предоставление подробной информации о расходных обязательствах Самарской области. Вопросы, которые, по мнению представителей общественности, подлежат рассмотрению на общественных обсуждениях, направляются главному распорядителю.

Итоговые слушания проводятся в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания проведения общественных обсуждений.

Итоговые слушания включают доклад представителя министерства управления финансами Самарской области, докладов представителей главных распорядителей, выступлений представителей общественности.

Для выступления на итоговых слушаниях представителям общественности необходимо подавать заявки соответствующему главному распорядителю.

В ходе проведения итоговых слушаний представителями общественности могут ставиться вопросы, и выносится предложения.

Консультации проводятся в течение 30 рабочих дней после окончания итоговых слушаний. Консультации проводятся представителями общественности с главными распорядителями, в случае, если у представителей общественности остались вопросы по расходным обязательства Самарской области. По итогам консультаций главные распорядители в письменном виде представляют разъяснения по вопросам, поступившим от представителей общественности.