Информационная открытость НКО
В последнее время все больше внимания уделяется информационной открытости организаций гражданского общества, а в конкурсе Президентских грантов 2017 года информационная открытость организации даже является одним из критериев оценки заявок. Что же такое «информационная открытость НКО» и как ее обеспечить?
Информационная открытость – организационно-правовой режим деятельности любого участника социального взаимодействия, обеспечивающий любым участникам этого взаимодействия возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведений) о своей структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности.
В законодательстве в настоящее время отсутствуют требования к информационной открытости негосударственных некоммерческих организаций, однако такие требования существуют по отношению к организациям – поставщикам социальных услуг (442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»), организациям культуры («Основы законодательства Российской Федерации о культуре» N3612-1) и образовательным организациям (273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Данные рекомендации по обеспечению информационной открытости НКО подготовлены на основе общих и совпадающих положений выше перечисленных документов. Специфические требования, относящиеся к конкретной сфере деятельности, Вы найдете в указанных нормативно-правовых документах.
Для обеспечения информационной открытости, организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети Интернет.
Какую информацию НКО обязательно должна размещать в открытом доступе?
- о дате создания организации, об учредителе (учредителях) организации, о месте нахождения организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты,
- о структуре и об органах управления организации,
- о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы),
- о материально-техническом обеспечении (в т.ч. о наличии оборудованных помещений),
- о финансово-хозяйственной деятельности организации,
- о видах услуг, предоставляемых организацией, порядке и условиях их предоставления,
- о численности получателей услуг, обучающихся, благополучателей,
- о количестве имеющихся мест для получателей услуг, обучающихся и т.п.,
- о реализуемых программах, направлениях и результатах деятельности,
- о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дополнительно к обязательной информации, рекомендуем размещать:
- информацию о постоянных добровольцах (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы),
- оперативную информацию о деятельности организации (новости, информацию о мероприятиях),
- информацию об участии организации в мероприятиях других НКО, общественных структурах, форумах и конференциях,
- отзывы получателей услуг и благополучателей.
Не забывайте о том, что вся размещаемая в открытом доступе информация о физических лицах (сотрудниках, добровольцах, членах руководящих органов и т.п.) должна соответствовать требованиям законодательства о защите персональных данных.
Документы, которые НКО необходимо разместить в открытом доступе для обеспечения информационной открытости:
- Устав организации в действующей редакции,
- План финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный высшим органом управления НКО,
- Копии лицензий, на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию,
- Годовой отчет о деятельности организации,
- Описание программ, проектов и направлений деятельности организации,
- Отчеты по программам и проектам организации,
- Договоры о сотрудничестве и партнерстве.
Как и где НКО должна размещать информацию, чтобы обеспечить к ней доступ и считаться «информационно-открытой»?
- на информационных стендах в помещениях организации,
- в средствах массовой информации,
- в информационно-телекоммуникационных сетях,
- в сети Интернет, в том числе на официальном сайте организации.
Размещение информации на стендах и в СМИ направлено на продвижение деятельности НКО в обществе: привлечение новых клиентов, благополучателей, добровольцев и благотворителей. Для того, чтобы у граждан была возможность ознакомиться с информацией об организации в удобное для них время и в полном объеме, целесообразно размещать ее в сети Интернет.
Где НКО может размещать информацию в сети Интернет?
- На официальном сайте организации,
- На специализированном ресурсе для СО НКО (sonko.samregion.ru – официальный сайт для СО НКО в Самарской области, nko-pfo.ru — сайт для НКО Приволжского федерального округа),
- В группах организации в социальных сетях,
- На сайтах – каталогах НКО,
- На сайтах – каталогах организаций и в информационно-справочных системах.
Рассмотрим возможности, плюсы и минусы этих вариантов.
Официальный сайт организации:
- Имеет постоянный, легко запоминаемый адрес в сети Интернет,
- Является собственностью НКО,
- Управляется НКО самостоятельно: организация сама определяет, какая информация и в каком виде размещается на сайте, размещает и редактирует ее самостоятельно в удобное время,
- Требует разработки: создания структуры и наполнение сайта, размещение в сети Интернет,
- Требует затрат на поддержку (оплата доменного имени и хостинга).
Специализированный сайт для СО НКО sonko.samregion.ru:
- Страница организации размещается в общем каталоге НКО и имеет постоянный адрес вида sonko.samregion.ru/sonko/catalog/12345,
- Является собственностью Правительства Самарской области,
- Управляется специалистами: НКО может размещать только определенную информацию и документы, все размещаемые материалы модерируются,
- Не требует от НКО затрат на поддержку.
Группы организации в социальных сетях:
- Предназначены для размещения динамической (оперативной) информации,
- Сложно структурировать информацию и документы,
- Позволяют оперативно и напрямую общаться с людьми: клиентами, благополучателями, добровольцами и т.п.,
- Требуют постоянного контроля, обновления и размещения информации,
- Не требуют финансовых затрат на поддержку.
Сайты-каталоги и справочно-информационные системы:
- Можно размещать ограниченное количество информации, как правило справочные данные об организации,
- Нет возможности размещения оперативной информации (новостей и т.п.).,
- Информация об НКО становится доступной при поиске в информационных системах, картах и т.п.,
- Не требует затрат от НКО на поддержку.
Место, способ и объем размещения информации каждая НКО выбирает самостоятельно. При этом нужно учитывать, что наличие официального сайта повышает доверие к организации и упрощает информирование: короткую и прямую ссылку можно указать в официальных документах, объявлениях и буклетах.
При отсутствии средств на поддержку собственного интернет-ресурса, некоммерческим организациям целесообразно использовать специально созданные сайты – каталоги НКО, которые поддерживаются ресурсными организациями или органами власти. Правительством Самарской области для этих целей создан и поддерживается специальный ресурс sonko.samregion.ru.
Консультации по обеспечению информационной открытости НКО и работе с сайтом sonko.samregion.ru можно получить в Консультационно-методическом центре СО НКО Самарской области.