Информационная открытость НКО

В последнее время все больше внимания уделяется информационной открытости организаций гражданского общества, а в конкурсе Президентских грантов 2017 года информационная открытость организации даже является одним из критериев оценки заявок. Что же такое «информационная открытость НКО» и как ее обеспечить?

Информационная открытость – организационно-правовой режим деятельности любого участника социального взаимодействия, обеспечивающий любым участникам этого взаимодействия возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведений) о своей структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности.

В законодательстве в настоящее время отсутствуют требования к информационной открытости негосударственных некоммерческих организаций, однако такие требования существуют по отношению к организациям – поставщикам социальных услуг (442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»), организациям культуры («Основы законодательства Российской Федерации о культуре» N3612-1) и образовательным организациям (273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Данные рекомендации по обеспечению информационной открытости НКО подготовлены на основе общих и совпадающих положений выше перечисленных документов. Специфические требования, относящиеся к конкретной сфере деятельности, Вы найдете в указанных нормативно-правовых документах.

Для обеспечения информационной открытости, организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети Интернет.

Какую информацию НКО обязательно должна размещать в открытом доступе?

  • о дате создания организации, об учредителе (учредителях) организации, о месте нахождения организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты,
  • о структуре и об органах управления организации,
  • о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы),
  • о материально-техническом обеспечении (в т.ч. о наличии оборудованных помещений),
  • о финансово-хозяйственной деятельности организации,
  • о видах услуг, предоставляемых организацией, порядке и условиях их предоставления,
  • о численности получателей услуг, обучающихся, благополучателей,
  • о количестве имеющихся мест для получателей услуг, обучающихся и т.п.,
  • о реализуемых программах, направлениях и результатах деятельности,
  • о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительно к обязательной информации, рекомендуем размещать:

  • информацию о постоянных добровольцах (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы),
  • оперативную информацию о деятельности организации (новости, информацию о мероприятиях),
  • информацию об участии организации в мероприятиях других НКО, общественных структурах, форумах и конференциях,
  • отзывы получателей услуг и благополучателей.

Не забывайте о том, что вся размещаемая в открытом доступе информация о физических лицах (сотрудниках, добровольцах, членах руководящих органов и т.п.) должна соответствовать требованиям законодательства о защите персональных данных.

Документы, которые НКО необходимо разместить в открытом доступе для обеспечения информационной открытости:

  • Устав организации в действующей редакции,
  • План финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный высшим органом управления НКО,
  • Копии лицензий, на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию,
  • Годовой отчет о деятельности организации,
  • Описание программ, проектов и направлений деятельности организации,
  • Отчеты по программам и проектам организации,
  • Договоры о сотрудничестве и партнерстве.

Как и где НКО должна размещать информацию, чтобы обеспечить к ней доступ и считаться «информационно-открытой»?

  • на информационных стендах в помещениях организации,
  • в средствах массовой информации,
  • в информационно-телекоммуникационных сетях,
  • в сети Интернет, в том числе на официальном сайте организации.

Размещение информации на стендах и в СМИ направлено на продвижение деятельности НКО в обществе: привлечение новых клиентов, благополучателей, добровольцев и благотворителей. Для того, чтобы у граждан была возможность ознакомиться с информацией об организации в удобное для них время и в полном объеме, целесообразно размещать ее в сети Интернет.

Где НКО может размещать информацию в сети Интернет?

  • На официальном сайте организации,
  • На специализированном ресурсе для СО НКО (sonko.samregion.ru – официальный сайт для СО НКО в Самарской области, nko-pfo.ru — сайт для НКО Приволжского федерального округа),
  • В группах организации в социальных сетях,
  • На сайтах – каталогах НКО,
  • На сайтах – каталогах организаций и в информационно-справочных системах.

Рассмотрим возможности, плюсы и минусы этих вариантов.

Официальный сайт организации:

  • Имеет постоянный, легко запоминаемый адрес в сети Интернет,
  • Является собственностью НКО,
  • Управляется НКО самостоятельно: организация сама определяет, какая информация и в каком виде размещается на сайте, размещает и редактирует ее самостоятельно в удобное время,
  • Требует разработки: создания структуры и наполнение сайта, размещение в сети Интернет,
  • Требует затрат на поддержку (оплата доменного имени и хостинга).

Специализированный сайт для СО НКО sonko.samregion.ru:

  • Страница организации размещается в общем каталоге НКО и имеет постоянный адрес вида sonko.samregion.ru/sonko/catalog/12345,
  • Является собственностью Правительства Самарской области,
  • Управляется специалистами: НКО может размещать только определенную информацию и документы, все размещаемые материалы модерируются,
  • Не требует от НКО затрат на поддержку.

Группы организации в социальных сетях:

  • Предназначены для размещения динамической (оперативной) информации,
  • Сложно структурировать информацию и документы,
  • Позволяют оперативно и напрямую общаться с людьми: клиентами, благополучателями, добровольцами и т.п.,
  • Требуют постоянного контроля, обновления и размещения информации,
  • Не требуют финансовых затрат на поддержку.

Сайты-каталоги и справочно-информационные системы:

  • Можно размещать ограниченное количество информации, как правило справочные данные об организации,
  • Нет возможности размещения оперативной информации (новостей и т.п.).,
  • Информация об НКО становится доступной при поиске в информационных системах, картах и т.п.,
  • Не требует затрат от НКО на поддержку.

Место, способ и объем размещения информации каждая НКО выбирает самостоятельно. При этом нужно учитывать, что наличие официального сайта повышает доверие к организации и упрощает информирование: короткую и прямую ссылку можно указать в официальных документах, объявлениях и буклетах.

При отсутствии средств на поддержку собственного интернет-ресурса, некоммерческим организациям целесообразно использовать специально созданные сайты – каталоги НКО, которые поддерживаются ресурсными организациями или органами власти. Правительством Самарской области для этих целей создан и поддерживается специальный ресурс sonko.samregion.ru.

Консультации по обеспечению информационной открытости НКО и работе с сайтом sonko.samregion.ru можно получить в Консультационно-методическом центре СО НКО Самарской области.